УДК 69.007

Цифровая трансформация и образование в строительной отрасли:

опыт Университета Минстроя, структурного подразделения НИИСФ РААСН

Аннотация: В статье анализируются вопросы влияния цифровой трансформации экономики и информационного моделирования на кадровый потенциал и развитие соответствующих компетенций в строительной отрасли. В контексте этих изменений рассматривается деятельность Университета Минстроя (далее университет) и его роль в подготовке специалистов для успешной адаптации к требованиям цифровой эры строительства.

Ключевые слова: цифровая трансформация, строительная отрасль, информационное моделирование, цифровые технологии, сервисы и экосистемы, образование, университет, подготовка специалистов.

Сегодня перед строительной отраслью России стоит серьезная задача — согласно Распоряжению Правительства РФ от 27.12.21 г. № 3883-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 г.» в 2023 году обучение в сфере цифровых технологий должны пройти 80 тысяч человек, в 2024 году — 120 тысяч, а до 2030 года — еще 500 тысяч.

Дефицит профессионалов с цифровыми компетенциями в отрасли связан с отсутствием инструментов, обеспечивающих обучение неограниченного количества специалистов с учетом индивидуальной специализации. Индивидуальные образовательные программы повышают качество подготовки, а дистанционное обучение — тенденция онлайн-образования. В строительной отрасли онлайн-образование позволяет обучить работе с цифровыми технологиями любое количество специалистов.

В этой связи университет ставит перед собой задачи повышения мотивации и эффективности обучения, обеспечения возможности обучения неограниченного количества слушателей с учетом их персональной специализации, снижения стоимости разработки и администрирования образовательных программ, предоставления возможности обучения каждому желающему.

Университет — образовательное подразделение НИИСФ РААСН (Научно-исследовательского института строительной физики Российской академии архитектурных и строительных наук), подведомственного учреждения Минстроя России, которое существует с 2017 года. Процесс обучения в университете сфокусирован на цифровизации строительства и, в частности, на технологиях информационного моделирования (ТИМ). Университет сотрудничает с крупными компаниями и отечественными разработчиками программного обеспечения, участвует в программах по реализации национальных проектов, таких как «Кадры для цифровой экономики» и «Цифровое государственное управление».

Каждая из образовательных программ университета включает цифровые блоки, которые помогают развивать знания и навыки в цифровой сфере. Если говорить лишь о цифровой трансформации строительной отрасли, то университет осуществляет специализированные образовательные программы в области технологий информационного моделирования. Это 14 программ повышения квалификации, 2 курса профессиональной переподготовки, 7 бесплатных онлайн-курсов и ежегодная конференция «ЦифраГрад».

Результаты деятельности университета в этой области за 2022 год таковы: 10 300 человек прошли обучение, проведено 92 вебинара, выпущено практическое пособие «Технологии информационного моделирования», сотрудники университета опубликовали 32 статьи. В режиме пилотного проекта работает система «УМный конструктор» — инструмент, который позволяет обучать неограниченное количество специалистов строительной отрасли одновременно с применением индивидуальной образовательной программы. Это повышает эффективность обучения, вовлеченность слушателей и степень удовлетворенности заказчиков. Система интегрирована с системой дистанционного обучения (СДО) и дает возможность проходить обучение неограниченному количеству людей одновременно.

За последние годы в строительной отрасли благодаря применению цифровых технологий произошли значительные изменения. Внедрение компьютерных технологий и автоматизации ускорило процессы проектирования, строительства и управления проектами, повысив при этом точность выполнения работ. Компьютерное моделирование и 3D-проектирование позволяют создавать проекты с более высокой степенью точности, сокращать время их разработки и автоматически исправлять ошибки. Цифровые технологии способствуют применению новых материалов и методов организации строительного производства.

Однако использование цифровых технологий в строительной отрасли не ограничивается лишь информационным моделированием. Чтобы эффективно применять цифровые навыки на практике, необходимо также иметь базовые знания в таких областях, как цифровая грамотность, «мягкие навыки" 1, интернет вещей, робототехника, виртуальная реальность и аддитивные технологии [1].

Такие изменения в отрасли на рубеже тысячелетий, как внедрение технологий информационного моделирования, цифровых технологий и сервисов для проектирования, планирования и управления строительством, требуют особого внимания в формировании образовательных программ. Значительные изменения в необходимых «твердых навыках" 2 специалистов поставили проблему подготовки кадров, а также выявили недостаточный уровень у них «мягких навыков».

Глобальные изменения в требованиях к цифровым компетенциям проектировщиков, строителей, эксплуатационщиков поднимают вопросы создания систем управления постоянными изменениями, внедрения непрерывного мониторинга, формирования и развития цифровых и «мягких» компетенций специалистов в отдельных организациях, а также на уровне регионов и страны.

В связи с четвертой промышленной революцией можно говорить о появлении понятия «Компетенции 4.0», которое является сочетанием навыков, включающих цифровую грамотность, умение решать проблемы и действовать в условиях неопределенности, креативность, социальную и межкультурную коммуникацию. Эти знания и навыки позволяют учиться работе с новыми технологиями, эффективно использовать данные и анализировать их, а также учитывать сложные социальные и экологические вопросы. Можно рассматривать «Компетенции 4.0» как сплав «мягких навыков» и цифровых компетенций, необходимых для работы в условиях широкого распространения цифровых технологий в экономике.

«Мягкие навыки» управленцев и специалистов — непростой вопрос, в мире и в России на данный момент нет общепризнанного перечня этих навыков. Перечислить и описать их так, чтобы этот перечень был принят большинством, — сложная задача. Тем более это непросто сделать в сочетании с процессами цифровизации экономики, требующими особых компетенций. Следует учитывать, что процессы, происходящие сейчас в мире, требуют от страны двигаться не только в сторону технологического суверенитета, но и суверенитета в области методологии подготовки кадров.

Если рассматривать вопрос глобально, то в масштабах страны необходимо сформировать перечни с описаниями компетенций для всех отраслей — цифровых и «мягких» навыков, и использовать эти перечни в программах подготовки кадров на всех уровнях и в различных формах образования и обучения. Это большая работа как с методологической, так и с методической точки зрения. Во всех отраслях необходимо сделать то же самое — сформировать перечни и описания цифровых компетенций, уникальных для каждой отрасли. «Мягкие навыки» не меняются от отрасли к отрасли, а в отраслевых и организационных программах развития таких навыков отраслевой компонент будет отражен в практических заданиях [2].

Важно отметить влияние отечественных разработчиков программного обеспечения на вопросы формирования образовательных программ и подготовки кадров в области технологий информационного моделирования. Это влияние реализуется как непосредственно через корпоративные программы обучения, проведение конференций и семинаров, создание методических и обучающих материалов, так и через формирование трендов в профессиональном сообществе и государственных программах. В частности, задачи создания национального формата данных и решение вопроса интероперабельности требуют слаженной работы вендоров, профессионального сообщества, органов власти и системы образования [3]. Особенно заметен в этом плане вклад российских компаний «СИСОФТ РАЗРАБОТКА», «Нанософт разработка», АСКОН и Renga Software, предлагающих комплексные программные решения, методические и обучающие программы, в том числе разрабатываемые в кооперации с университетом.

Значительное преимущество использования отечественных продуктов ТИМ заключается в их адаптированности к специфике работы в России и изначальном соответствии российским стандартам и требованиям. Кроме того, применение отечественных продуктов предоставляет пользователям, и в первую очередь образовательным учреждениям, возможность сокращать расходы на приобретение программного обеспечения.

Российские вендоры существенно влияют на качество процесса обучения ТИМ в университете. Их продукты помогают преподавателям и слушателям эффективно работать с современными инструментами, а благодаря поддержке и консультациям их специалистов процесс обучения становится еще более продуктивным.

Основное внимание при формировании программ обучения университет уделяет цифровым технологиям. В области формирования навыков работы процесс идет снизу — с помощью экспертов и практиков отрасли выявляются наиболее актуальные направления подготовки и под них формируются и затем обновляются образовательные программы. Так, есть бесплатный онлайн-курс по цифровой грамотности — важный и популярный инструмент, который позволяет хорошо ориентироваться в цифровом мире.

Командой университета развивается новое направление — автоматическое и полуавтоматическое формирование индивидуальной образовательной программы. Первым шагом в этом направлении и стал «УМный конструктор» — сервис, сочетающий оценку компетенций (тестирование) и рекомендации по обучению, подбор обучающих материалов в зависимости от результатов тестирования. Сейчас программы по развитию компетенций 4.0 необходимы в масштабах организаций, регионов и страны. Университет вносит свой вклад в общее дело. Сотрудничество и связи с бизнесом, отечественными разработчиками программного обеспечения и крупными компаниями-потребителями очень важны. Только объединившись, используя экосистемный подход в своей деятельности, можно генерировать позитивные изменения в отрасли и экономике в целом.

  1. «Мягкие навыки», или «гибкие навыки» (англ. soft skills) — комплекс важных для карьеры навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Они не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, креативность), социальными навыками (скорость адаптации, коммуникация, работа в команде) и менеджерскими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление) (прим. ред.). 
  2. «Твердые навыки», или «жесткие навыки» (англ. hard skills) — это технические навыки, которые всегда можно продемонстрировать и которым можно научиться на различных курсах, семинарах, с помощью книг и т.д. Это умения, необходимые для конкретной работы; то, чему учат в колледже и университете. Поэтому такие навыки часто называют профессиональными. В качестве примера «твердых» навыков можно привести компьютерные или математические навыки, знание иностранных языков (прим. ред.).