Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Чернышенко:

«Одна из ключевых задач Правительства — достижение технологического суверенитета»

Как заявил Президент России Владимир Путин, достижение технологического суверенитета является одной из ключевых задач Правительства уже не первый год. Особый акцент сделан на промышленном программном обеспечении, к импортозамещению которого мы подходим системно и поэтапно. За прошедший год большой объем сил и ресурсов был вложен в развитие PLM, на очереди BIM, как критичное и системообразующее решение для промышленности. Да, процесс не быстрый и требующий кооперации Правительства и бизнеса, но необходимый и важный в условиях санкционного давления западных стран.

Обеспечить технологический суверенитет страны мы сможем, если в рамках внедрения новых цифровых технологий будет производиться не только замена действующих инструментов производства и эксплуатации, но и корректировка традиционных процессов под новые технологии — цифровая трансформация. Следует ли, наряду с импортозамещением ПО, что мы уже сделали в области информационного моделирования, «копнуть глубже» и подвергнуть комплексной замене действующие сейчас стандарты, взяв из них все необходимое для новых технологий, переосмыслить их, принимая во внимание лучшие отечественные и зарубежные практики и наше техническое регулирование?
Возможно, переход к технологическому суверенитету пройдет быстрее, если процессы разработки таких стандартов станут национальной задачей и позволят системно продвигать российские программно-аппаратные комплексы (ПАК) как внутри страны, так и за рубежом. Что вы думаете по этому поводу?

Действительно, амбициозные планы России по цифровизации без пересмотра сложившихся процессов будут не столь эффективны, а порой даже вредны. Все стандарты, процессы или методы должны сами по себе удовлетворять насущные потребности, прежде чем оцифровываться. Иначе мы рискуем при помощи информационных технологий «зацементировать» неоптимальные подходы.

И сейчас, после ухода западных вендоров с российского рынка, у нас есть уникальная возможность качественно модернизировать производственные процессы, параллельно внедряя отечественные решения.

Как вы, наверняка, знаете, существующие сейчас стандарты для промышленных информационных систем сформировались во многом под влиянием западных компаний, которые поставляли нам такие решения. В результате, сегодня сложилась ситуация, когда отечественным предприятиям невыгодно внедрять уже созданные отечественные решения, так как помимо затрат на само программное обеспечение добавляются расходы на перестройку сложившихся процессов и переобучение персонала. Но нужно понимать, что этот процесс необходим, иначе не будет развития.

А мы, в свою очередь, находимся в ситуации, когда иметь такие стандарты становится критически важно. Внедрение «созревающих» сейчас в рамках индустриальных центров компетенций решений во многом тормозится необходимостью менять процессы на местах либо адаптировать российские ноу-хау к процессам, сформированным во многом навязанными извне подходами.

Однако работа идет. Например, давно и успешно работает проект «Производительность.РФ», который помогает предприятиям внедрять современные методики для повышения производительности труда в различных отраслях. Одновременно накапливаются значительные данные о том, какие методики работают лучше, а какие хуже. Тем самым идет формирование прообраза стандартного подхода на основе лучших практик.

Аналогично ситуация складывается и в сфере государственного управления. Например, в рамках развития платформы «ГосТех» все ведомственные и региональные системы, запланированные к миграции на платформу, в обязательном порядке подвергаются реинжинирингу — вплоть до процессов, которые эти системы призваны автоматизировать. А уже созданные на «ГосТехе» компоненты успешно применяются при разработке новых сервисов, тем самым стандартизируя платформенные архитектуру и функционал.

И ровно тех же принципов мы придерживаемся в ходе импортозамещения промышленного и общесистемного ПО, в котором участвуют индустриальные центры компетенций. На прошедшей 7 ноября 2023 года стратегической сессии по развитию отечественных систем полного жизненного цикла в промышленности в том числе обсуждались вопросы разработки единого стандарта для описания таких систем и формата обмена инженерными моделями данных. Этот стандарт должен обеспечить совместимость программного обеспечения в области инженерных данных и при этом усилить конкурентоспособность отечественных решений на российском и международном рынках. К работе над таким стандартом будет привлечена вся доступная экспертиза, начиная от отечественных наработок и заканчивая известными нам подходами крупных западных вендоров. Мы рассчитываем, что это положит начало новым формам кооперации не только в машиностроении, но и в строительстве, энергетике и других отраслях.

Все эти инициативы являются частью формируемой по поручению Президента России Владимира Путина новой национальной программы «Экономика данных». Одна из ее задач — переход к принятию решений на основе данных, что неизбежно потребует выработки национальных стандартов и регулирования для получения, передачи, обработки и хранения огромного объема данных из различных отраслей экономики и социальной сферы.

Так что, отвечая на вопрос кратко, можно сказать, что разработка стандартов как часть усилий государства по внедрению лучших практик во все отрасли жизни страны является приоритетной национальной задачей, которая планомерно претворяется в жизнь.

Подобный подход позволяет продвигать российские передовые программные продукты и ПАК во всех отраслях экономики страны, а также за рубежом.


Несмотря на существующие приказы Минцифры России № 486 (2020 год) «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и № 449 (2023 год) «Об утверждении перечня видов деятельности в области информационных технологий», уже понятно, что информационное моделирование претендует на отдельный класс программного обеспечения, вбирающий в себя другие классы ПО из перечисленных во втором приказе в виде отдельных технологий для формирования и ведения информационной модели (ИМ) на всем протяжении ее жизненного цикла. Формализация этого вопроса снизит дублирование программных решений, повысит конкуренцию, что упростит бесшовную цифровизацию строительства в целом и ИМ как его базовой части. Эти технические вопросы формализации нового класса нуждаются в организационной составляющей, ведь Минстрой не может отвечать за весь жизненный цикл ИМ. Более того, многие объекты строительства относятся не к области деятельности этого министерства, а к другим — Минэнерго, Минздраву, Минобрнауки и т.п. Может быть, необходимо расширить область ответственности и использования информационных моделей как источника данных. Новые технологии нуждаются в мерах по развитию системы межведомственного взаимодействия. Как вы считаете, кто и когда может заняться этой проблематикой?

Задача по созданию и развитию систем построения объектно-ориентированных моделей цифровых двойников, наравне с системами жизненного цикла изделий, является одной из приоритетных в рамках деятельности уже упомянутых индустриальных центров компетенций по импортозамещению промышленного и общесистемного ПО. В сентябре 2022 года Председатель Правительства России Михаил Мишустин поручил сформировать отдельный центр компетенций по BIM (информационному моделированию).

Технологии информационного моделирования и будущих цифровых двойников демонстрируют свою высокую значимость далеко за пределами строительной отрасли и этапов проектирования и строительства.

Поэтому крайне важно сформулировать общие принципы формирования цифровых двойников, а также обеспечить их интероперабельность не только внутри отрасли, но и в рамках межотраслевой кооперации. Не исключаю, что в реализации такой цифровой связности должны поучаствовать и регуляторы. Основа для нормативного регулирования уже формируется. Например, в Стратегии развития строительной отрасли содержится определение цифрового двойника, которое уже можно использовать при разработке отраслевых норм.

Стоит признать, что цифровые двойники являются довольно новыми сущностями. Все уже интуитивно понимают их ценность и необходимость, но границы применения и реальные эффекты таких двойников пока не оформились. В условиях предельного регулирования и неопределенности понятийного аппарата эффективное управление невозможно. Сейчас в стране есть крупные компании, которые пытаются реализовать инженерные реестры данных, однако, по-настоящему единые подходы, как и необходимый для них кроссплатформенный фреймворк, пока отсутствуют.

Также необходимо внимательно посмотреть и на существующую в предметной области семантику. Актуальные подходы к классификации решений и их функционалу сложились во многом под влиянием иностранных решений и продуктов, которые, в свою очередь, вобрали в себя длительный эволюционный путь со всеми успехами и недочетами. Вполне допускаю, что в текущей ситуации нам стоит активнее переосмысливать сложившуюся терминологию предметной области, чтобы обеспечить максимальное соответствие отечественного ландшафта вызовам времени.

Роль государства сегодня заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить баланс между развитием внутреннего конкурентного рынка разработки действительно сложных программных продуктов и концепций их применения, а с другой — как можно скорее добиться независимости в стратегических отраслях. Одним из инструментов достижения такого баланса представляется формирование требований по интероперабельности существующих и перспективных продуктов с целью их совместимости, взаимодополняемости и единства форматов обмена данными. Подобные стандарты станут залогом развития конкуренции среди разработчиков и устранят функциональное дублирование внутри конкурирующих продуктов.

Все вышесказанное задает глобальный характер задачи, необходимость глубокого межотраслевого взаимодействия и выработки верхнеуровневых подходов к единообразному использованию цифровых двойников.

Именно по такой логике недавно был сформирован серьезный подход к вопросу в сфере машиностроения. Одним из результатов стратегической сессии под председательством Михаила Мишустина, посвященной системам полного жизненного цикла в промышленности, стало решение о разработке требований к единому формату обмена инженерными данными об изделии в ходе всего его жизненного цикла.

Следующий шаг уже в масштабе всей экономики будет сделан в рамках национальной программы «Экономика данных». К работе привлечены крупнейшие ИТ-компании, министерства и ведомства. Рассчитываем, что при поддержке центров компетенций появятся уже универсальные межотраслевые правила обращения с цифровыми двойниками.


Хотелось бы отметить еще одну «болевую точку» цифровизации отечественной стройки — массовое «пиратство», тормозящее независимое развитие российских технологий информационного моделирования. Нейтральное отношение к несанкционированному использованию иностранного ПО лишь на руку западным вендорам, ушедшим с нашего рынка. Пользователь, получив неформальную возможность «пиратить» западные продукты или использовать «серый импорт», не способствует переходу на отечественное ПО. Достаточно значимое количество компаний, например, работающих в области жилищного строительства или проектирующих социально значимые объекты, продолжают использовать зарубежное ПО под предлогом, что переход на отечественное ПО не предусмотрен их бюджетом или нет времени на такой переход. Как следствие, уменьшается денежный оборот в отрасли, не растет должными темпами количество специалистов из-за того, что у этих компаний нет спроса на кадры со знанием отечественного ПО. Кстати, подготовка кадров — это еще одна «болевая точка». Из-за этого происходит замедление темпов цифровизации в отдельных секторах строительной индустрии. К тому же, в дополнение к сказанному, мы допускаем вероятность утечки обрабатываемых данных, в том числе по объектам критической информационной инфраструктуры, так как многие зарубежные продукты содержат функционал по хранению данных на серверах зарубежных вендоров и их партнеров. Как вы относитесь к борьбе с «пиратством» в отрасли? Какие меры могут применяться для стимулирования строительных и девелоперских компаний, применяющих зарубежное ПО, к импортозамещению? Еще один вопрос — это стимулирование перехода на отечественное ПО. Это может быть использование коммерческого отечественного ПО в ключевых точках жизненного цикла информационной модели, например, в Главгосэкспертизе и других госэкспертизах?

Начну с того, что проблема «пиратского» софта, безусловно, существует, и решать ее надо комплексно с использованием всех доступных инструментов — начиная с сертификации и заканчивая ответственностью. И государство все эти меры продолжает системно принимать уже не первый год.

Как показывает практика последних лет — острота вопроса снижается. Крупный бизнес осознает все риски, связанные с использованием нелицензионного ПО. Это и риски со стороны информационной безопасности, и отсутствие полноценной техподдержки, и невозможность системной подготовки и сертификации специалистов.

Вместе с тем, рост популярности систем информационного моделирования, виртуальных испытаний и цифровых двойников рано или поздно приведет нас к тому, что и функции регулятора будут также реализовываться с использованием всех этих технологий.

Именно такую цифровую эволюцию и должен обеспечить разрабатываемый в соответствии с поручением Президента новый национальный проект «Экономика данных».

Такие изменения потребуют определения и стандартизации множества сущностей, которые ранее попросту отсутствовали как в понятийном, так и правовом пространстве. И такая работа Правительством ведется.

С введением стандартизации в отношении модели инженерных данных и форматов обеспечения интероперабельности решений разных классов, составляющих отечественную технологию полного жизненного цикла (в широком смысле), роль и значение иностранных решений будут уменьшаться. И неважно, куплены эти продукты через официальные каналы или скачаны с торрентов. Они попросту будут выпадать из производственного цикла из-за несоответствия отечественным стандартам. Сейчас этот процесс тормозится некоторой неопределенностью понятия самого жизненного цикла, а также смутными надеждами некоторых предприятий на сохранение status quo.

То есть идея состоит в том, чтобы не придумывать отдельные меры воздействия на рынок, а полностью пересобрать весь ландшафт промышленного ПО одновременно с модернизацией сложившихся подходов и процессов. Это позволит нарастить отечественные компетенции в разработке и внедрении таких систем, и одновременно практически исключит зависимость от иностранных решений в промышленности, строительстве и других отраслях. Ну и, конечно, отвяжет нас от внешнеполитической конъюнктуры, дав возможность наверстать, а где-то и опередить признанных лидеров мирового рынка систем информационного моделирования.

Также наличие цифровых двойников объектов строительства выводит работу систем предупреждения и ликвидации ЧС на новый уровень, это и системы АПК «Безопасный город» и ситуационные центры губернаторов или муниципалитетов. Это позволит сохранить человеческие жизни и минимизировать последствия ЧС, благодаря точным и объективным данным по объектам и коммуникациям.