Обращение редакции к читателям

Дорогие друзья!

Перед вами очередной номер журнала «Информационное моделирование». У нас произошли изменения, и теперь материалы журнала, помимо наших собственных электронных источников (телеграм-канал t.me/im_journal и — скоро — сайт im-journal.ru), можно увидеть на платформе eLIBRARY.RU (ID: 81100).

Присутствие на платформе eLIBRARY.RU налагает на издание дополнительные требования к подготовке статей и их рецензированию, но редакция готова к этому. Мы считаем, что в основу информационного моделирования в России должен быть положен научный подход, соответствующий требованиям цифровой экономики.

Министерство строительства и ЖКХ РФ в настоящее время является основным драйвером выстраивания цифровой вертикали строительства и частичной вертикали эксплуатации, а именно — поддержания в технически исправном состоянии законченного строительства ОКС. Волевой подход ФОИВа проявляется при внедрении информационной системы управления проектами (ИСУП) для государственного (бюджетного) заказчика в регионах и переходе на электронный документооборот. Словно «вести с фронта», мы отслеживаем в телеграм-каналах сообщения о том, как очередной регион перешел на формирование и ведение исполнительной документации в электронном виде, или о том, что утверждена очередная XML-схема, и так далее и тому подобное. Несмотря на некоторую ироничность сказанного выше, мы считаем, что исполнительная власть идет, в основном, в правильном направлении — к обеспечению перехода на принципы информационного моделирования, заложенные в Градостроительном кодексе. Да, есть ошибки — но их не бывает лишь у тех, кто не работает. Поэтому и выражаем надежду на то, что создаваемый «коридор возможностей» будет оптимальным и поможет ограничить хаотичные метания сегодняшнего периода в попытках импортозаместить или «запиратить» то, что нам не всегда подходит. Этот период должен завершиться как можно скорее и с наименьшим ущербом для пользователя. Ведь кроме федерального закона — Градостроительного кодекса — есть множество подзаконных актов и прочих примеров нормативно-правовых документов, зачастую противоречащих друг другу и Градостроительному кодексу, — и в этом направлении пока особого продвижения нет. А ведь такая ситуация обязательно обернется против того же Минстроя. Именно поэтому так велика ответственность государственных структур и, в первую очередь, Министерства строительства и ЖКХ РФ, в комплексном и сбалансированном продвижении информационного моделирования в стройку — слишком многое от этого зависит.

Начиная с этого номера, мы будем отслеживать дискуссии, результатом которых должно стать достижение технологического суверенитета России, и давать трибуну всем участвующим сторонам. В этом номере представлены полярные точки зрения на «краеугольный камень информационного моделирования» — формат (модель, схему) данных IFC. Что есть IFC — «священная корова и дар небожителей» или временный суррогат, снижающий информационную безопасность и сдерживающий развитие, который просто необходим, пока нет альтернативы? Два известных и уважаемых эксперта выскажут об этом свои мнения, оставив вам, дорогие читатели, возможность делать свои выводы.

В номере представлена статья, в которой разработчики ИСУП по просьбе редакции должны были начать максимально просто рассказывать об этой системе. Надеемся, что ваши вопросы в редакцию, адресованные авторам, позволят им полнее раскрыть функционал или, наоборот, учесть ошибки и рассказать вам об этом в следующей статье.

В упорядочивании хаотичных нормативно-правовых актов, касающихся информационного моделирования, большие надежды возлагаются на единую систему стандартов информационного моделирования, которая уже долгое время никак не выйдет в законодательно-нормативное поле. С 1 июля этого года совместными усилиями ряда организаций и, прежде всего, основного разработчика — ОЦКС Росатома, утвержден так называемый «нулевой стандарт». А пока мы не договорились о единых правилах, потребители вынуждены пользоваться «нормами», малопригодными для создания единого принципа управления данными и, прежде всего, разнообразными сводами правил. Кому выгоден хаос в нормативном поле? Прежде всего, тому, кто вынужденно покинул Россию, лишившись официальных рычагов формировать цифровой Pax Americana в нашей стране. В номере — статья сотрудников ОЦКС с их видением дальнейшего развития ЕСИМ. Читайте статью и пишите в редакцию свои комментарии — мы будем рады донести их до наших читателей.

Отечественным пользователям технологий информационного моделирования, под которыми мы подразумеваем всех упомянутых в Постановлении Правительства РФ от 5 марта 2021 года № 331, очень важно не просто выполнять законодательные требования, но и получать прибыль от использования возможностей информационной модели. Поэтому в этом номере, как и в остальных, вы познакомитесь с историями успеха лидеров. Если и вы готовы поделиться собственными историями успеха, мы предоставим вам страницы нашего журнала. Ждем ваших обращений в редакцию.

Несколько репортажей в номере расскажут об интересных событиях последних месяцев — конференциях и форумах, показав их с необычного ракурса, и это будет интересно даже тем, кто участвовал в этих мероприятиях лично.

Стоит ли нам опасаться искусственного интеллекта, машиночитаемости, а также игнорируемого частью государственных структур понятия машинопонимаемости? Эта тема также раскрывается в одной из статей второго номера журнала «Информационное моделирование», который мы рады предложить вашему вниманию.

Друзья, наш журнал перед вами!