УДК 65:004.451.5

Информационная система управления проектами

государственного заказчика в сфере строительства — ключевое звено цифровой трансформации вертикали строительной отрасли

Аннотация: Тема статьи — цифровая трансформация как ключевое звено строительной отрасли страны. В частности, рассматривается специальное облачное решение от российских разработчиков — инструмент автоматизации деятельности государственного (муниципального) заказчика в сфере строительства как ключевого участника любого строительного проекта. Проблема неэффективного взаимодействия участников строительного проекта на разных этапах жизненного цикла объекта может быть решена именно благодаря переходу на единое цифровое решение, которое применяется на уровне государственного (муниципального) заказчика. В статье показано, что представляет из себя это решение, для достижения каких целей оно создано и с какими проблемами помогает справиться.

Ключевые слова: цифровая трансформация, строительство, ИСУП, технологии информационного моделирования, подсистема, интеграция, цифровая вертикаль.

Свой путь цифрового развития строительная отрасль страны начала с середины нулевых годов, и в начале этого процесса ключевые отраслевые ИТ-продукты были связаны с автоматизацией в области изысканий и проектирования. Вскоре, параллельно с развитием существующих решений, в строительную отрасль начали входить информационные системы управления проектами, значительная часть которых разрабатывалась западными вендорами и не учитывала российскую специфику. Для полноценной их работы требовалось некоторое количество изменений в ходе реализации проекта, а также примерно равный уровень цифровой зрелости и ресурсного обеспечения всех участников реализации строительного проекта. Закономерно, что с середины десятых годов крупные компании в сфере строительства активно приступили к разработке собственных корпоративных систем, соответствующих их иерархии в реализации строительных проектов (заказчик/застройщик, проектировщик, генподрядчик, подрядчик). Завершающим шагом на этом этапе стало достижение общего понимания конкретных процессов, требующих автоматизации. Также стали формироваться портреты пользователей этих решений. Появились первые ИТ-продукты в сфере строительства, ориентированные на автоматизацию конкретных процессов. Однако не стоит забывать, что функционирование большей части этих продуктов не выходило и не выходит за рамки предприятия, применяющего данное ИТ-решение. Все внешнее взаимодействие осуществлялось и в значительной степени осуществляется и сейчас в бумажной форме, с применением электронной почты или мессенджеров.

Уже в 2020 году возникла острая необходимость в регулировании электронного взаимодействия участников строительства, что совпало с общим направлением развития цифровизации на уровне государства. Задача построения цифровой вертикали строительного комплекса, основанной на единых стандартах обмена данными, была включена в стратегию цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года [1].

При реализации задач стратегии цифровой трансформации строительной отрасли учитывается, что переход на полноценное применение технологий информационного моделирования (ТИМ) в строительстве, равно как и цифровое развитие отрасли в целом, невозможен, если ключевой участник любого строительного проекта — заказчик/застройщик — не имеет для этого необходимых условий, ИТ-продуктов и соответствующей цифровой инфраструктуры. Поэтому важным этапом цифрового развития отрасли стало создание Минстроем России информационной системы управления проектами (ИСУП) государственного (муниципального) заказчика в сфере строительства. ИСУП — это облачная информационная система с набором инструментов для управления проектированием и строительством объектов на уровне государственного (муниципального) заказчика.

Задачи ИСУП условно можно разделить на две категории: к первой относятся отраслевые; ко второй — те, что помогут повысить уровень производительности труда и оптимизировать работу непосредственно госзаказчиков в сфере строительства. Кроме того, существуют как краткосрочные, так и долгосрочные (стратегические) задачи. Так или иначе, в большинстве своем все они связаны с сокращением инвестиционно-строительного цикла и развитием применения ТИМ на этапе проектирования, строительства и, главное, — эксплуатации. Из основных отраслевых задач необходимо выделить следующие:

  • создание цифрового инструмента оперативного правового и технического регулирования деятельности строительной отрасли в сфере единых стандартов обмена данными между участниками строительного проекта. К примеру, если в отрасли какой-то документ отменен, изменена его форма или появилась новая, то пока эти изменения коснутся непосредственно строительной площадки, может пройти очень много времени. Но имея цифровой инструмент, предусматривающий обмен данными на основе единых стандартов, изменения внедряются моментально. Поэтому основной характеристикой ИСУП является ее постоянное соответствие цифровым нормативно-правовым и техническим требованиям Минстроя России;
  • создание на основе лучших практик заказчиков/застройщиков единого цифрового стандарта управления строительством и самое главное — устранение цифрового неравенства субъектов РФ в этой сфере;
  • создание цифровой платформы с возможностью реализации смарт-контрактов при проектировании и строительстве объектов, реализуемых за счет средств бюджета.

Из множества задач, решение которых повысит уровень производительности труда и оптимизирует работу непосредственно государственных заказчиков в сфере строительства, необходимо выделить сокращение срока оплаты качественно выполненных строительно-монтажных работ до 7−10 дней и обеспечение прозрачности расходования средств на всех уровнях иерархии участников строительного проекта. А стратегической задачей здесь является создание возможности коррекции любых параметров строительства в режиме реального времени на основе использования технологий искусственного интеллекта с функционалом проактивного, адаптивного мониторинга различных показателей, например, стоимости строительных материалов.

Цифровая вертикаль строительного комплекса, которая сейчас создается в субъектах РФ, — это бесшовная среда множества цифровых решений различного уровня в сфере градостроительства и не только, основанная на единых стандартах обмена данными. ИСУП в данной архитектуре — центральное звено в организации электронного взаимодействия в рамках реализации строительного проекта: именно эта система обеспечивает аккумуляцию основных данных, фактически становясь инструментом ведения информационной модели. Здесь формируется основной объем данных об объекте, она же призвана взаимодействовать и с системами более высокого уровня, и с системами, применяемыми проектировщиками и подрядчиками.

Рис. 1. Структура ИСУП Рис. 1. Структура ИСУП

ИСУП — это комплекс инструментов для автоматизации деятельности заказчика/застройщика (рис. 1). Система состоит из ряда подсистем, работа которых сопровождает строительный проект на этапах проектирования, строительства и передачи объекта на баланс организации-владельца информационной модели. Единый реестр объектов — подсистема сбора и консолидации информации об объектах капитального строительства, их карточек и цифровых паспортов. В подсистеме финансирования реализуется возможность ведения учета инвестиционных программ разного уровня, фиксируются и учитываются авансы, ведется учет выполнения. В подсистеме закупочных процедур размещаются данные о планах закупок, заключенных контрактах, банковских гарантиях и прочая информация, касающаяся процедур контрактации. Подсистема сбора исходно-разрешительной документации (ИРД) на данный момент развивается: в целевой модели ее работа по большей части будет связана с получением государственных (муниципальных) услуг застройщиками путем интеграции с региональными ГИС ОГД и другими системами. Подсистема картографического обеспечения представляет собой набор инструментов для работы с картами и пространственными данными. Важным элементом ИСУП также является подсистема управления проектами — здесь формируется структурированный календарно-сетевой график реализации проекта с учетом длительности и взаимосвязи работ, их физических объемов и финансовых показателей. Кроме того, фиксируются основные этапы реализации проекта, также существует возможность выдачи и отслеживания поручений по проекту, учет совещаний и протоколов. Подсистема аналитики данных — достаточно простой в работе инструмент для сбора, консолидации, структурирования и отображения данных, также она служит инструментом для формирования отчетов по запросу с возможностью их сохранения как шаблонных.

Учитывая роль ИСУП как связующего звена между всеми участниками строительного проекта, реализуемого за счет средств бюджета, отдельное внимание стоит обратить на постоянно развивающиеся подсистемы, связанные с интеграцией с другими системами. Все возможные и необходимые связи ИСУП можно разделить на четыре группы:

  • интеграция с федеральными информационными системами — например, Единой цифровой платформой экспертизы, ГИС Единый реестр заключений экспертизы, национальной системой управления данными. Все эти интеграции на сегодняшний день находятся в разработке;
  • интеграция с региональными информационными системами, такими как ГИС ОГД, системами государственного строительного контроля — возможность этой интеграции с ИСУП в некоторых регионах уже возможна;
  • интеграция с программно-аппаратными комплексами — на сегодняшний день это фото/видеоустройства, но по мере применения мобильных устройств, автоматизированных КПП, интеграция с ними будет возможна — такой опыт уже есть;
  • четвертая группа интеграций выделена в отдельную подсистему, так как на автоматизацию процессов взаимодействия застройщика с проектными и подрядными организациями стоит обратить особое внимание. Все процессы взаимодействия с ними напрямую влияют на срок, стоимость и качество выполняемых работ, а самое главное — в рамках этих процессов рождается максимальное количество данных для анализа и формирования цифровой модели объекта. Подсистема работы с контрагентами реализует цифровое взаимодействие застройщика с контрагентами в рамках четырех процессов: разработки проектной и рабочей документации, а также выдачи ее для производства работ; строительного контроля; приемки исполнительной документации; оплаты работ. Это подсистема, с помощью которой принимаются все машиночитаемые документы (формы которых утверждает Минстрой России) от проектной и подрядной организации в рамках реализации этих процессов. Также эта подсистема предоставляет набор инструментов для работы с этими документами.

ИСУП — один из инструментов, которые могут повлиять на решение задачи достижения технологического суверенитета России. Взаимодействуя в одном пространстве, переходя на единые форматы обмена данными, наше государство все меньше зависит от иностранных аналогов. Разработка решения ведется силами российских команд на отечественном программном обеспечении. Применение DevSecOps-практик позволяет интегрировать тестирование безопасности при разработке и эксплуатации на фоне частых функциональных изменений.

На сегодняшний день к информационной системе управления проектами государственного заказчика в сфере строительства подключились более 60 субъектов Российской Федерации и 2 государственные компании [2]. Это только начало масштабного проекта, способного покрыть потребности любого региона России в цифровизации строительного комплекса.