АО «Гипровостокнефть»:

«Шаг за шагом к импортозамещению»

На вопросы нашего журнала отвечает начальник Управления ИТ института «Гипровостокнефть» Любовь Зубова.

Любовь Дмитриевна, как происходит процесс цифровизации на вашем предприятии? Какие этапы вы уже прошли, а какие еще впереди? Какие новые технологии вы внедрили в рамках этого процесса?

В институте «Гипровостокнефть» исторически всегда уделялось большое внимание вопросам автоматизации. И сегодня в рамках ГК «Зарубежнефть», в состав которой входит институт, утверждена стратегия цифровой трансформации. Разработаны дорожная карта, программы развития цифровизации по направлениям проектной деятельности: это и реинжиниринг бизнес-процессов, и развитие единого информационного пространства предприятия, и модернизация ИТ-инфраструктуры, и программа импортозамещения программных средств. В силу опыта, а, может, интуиции мы еще в 2014 году поняли неизбежность перехода на отечественную графическую платформу. В 2015-м провели детальное тестирование nanoCAD Plus 7, а также сравнение с другими графическими платформами, в том числе китайской. Основными критериями были работа с форматом *.dwg и наличие встроенного языка LISP. На платформе AutoCAD мы проработали 35 лет и за эти годы разработали на языке AutoLISP более ста приложений для автоматизации работы пользователей. Этот язык позволяет напрямую работать с объектами AutoCAD, не требует доработки и перекомпиляции программ при переходе на новые версии платформы — в отличие от VBA, ObjectArx и .NET. Нам было важно сохранить все это при переходе на новую платформу. В 2016 году мы сделали выбор и закупили первые пять лицензий nanoCAD. Разработали дорожную карту внедрения и начали планомерную работу по переносу приложений, созданных на AutoLISP под AutoCAD, на Платформу nanoCAD со встроенным языком LISP. Продолжали тестировать и изучать возможности новых версий nanoCAD, направлять свои предложения и замечания разработчикам. Параллельно взаимодействовали со всеми разработчиками используемых у нас САПР, обсуждали возможности работы их программ на отечественных ОС, СУБД, на Платформе nanoCAD. Благодаря такой организации процесса переход на отечественные программные продукты шел не так аврально, как в других организациях. На сегодняшний день у нас по всем направлениям освоены технологии Model Studio CS — в этом программном комплексе мы работаем с 2015 года. До того применяли Plant 4D (CEA Technology), Tekla (Trimble). Сейчас используем практически все модули линейки Model Studio CS для автоматизации всех дисциплин проектирования и создания комплексной информационной модели объекта. Наши модели, выполненные в Model Studio CS, имеют иерархическую структуру, позволяют легко управлять видимостью групп объектов, наполнены необходимым и достаточным составом атрибутивной информации. Мы создаем параметрические 3D-компоненты модели, что существенно повышает скорость проектирования, все компоненты сохраняют внешнее сходство с реальным оборудованием. В институте разработаны технологии создания интеллектуальных схем в среде Model Studio CS, отработана технология создания и включения в сводную модель 3D-геологии, мы закупили оборудование и внедрили VR-технологии. Высокая степень детализации позволяет легко передавать наши модели в электронные цифровые паспорта, созданием которых также занимается наш институт. И все это на базе отечественных программных средств и систем. Сейчас движемся в сторону дальнейшей автоматизации, внедряем технологии формирования ведомостей объемов работ на базе информационных моделей и последующей их передачи с применением CADLib в программу «ГРАНД-Смета» для формирования сметной документации. Мы завершили процесс портирования наших приложений с платформы AutoCAD на nanoCAD и в этом году планируем перевести на nanoCAD не менее 50 АРМ пользователей. В соответствии с дорожной картой до конца 2026 года рассчитываем достичь целевого количества лицензий nanoCAD и перевести на отечественную платформу всех наших пользователей. Предстоит большая работа, мы закупили лицензии Astra Linux, СУБД PostgreSQL, офисный пакет Р7, всё протестировали, в том числе процессы развертывания, интеграцию всех систем. Постепенно переводим на PostgreSQL наши базы, в том числе базы Model Studio CS.

Какие проблемы еще остаются?

Переход на Model Studio CS прошел достаточно легко, он был хорошо спланирован и подготовлен; сейчас планомерно ведем работу по переходу на nanoCAD. Сложность импортозамещения в том, что этот процесс реализуется без остановки производства, замена ПО и программных платформ не должна серьезно повлиять на производительность, сроки, качество продукции. При этом бюджет на импортозамещение должен оставаться в рамках запланированного, а процесс внедрения — быть детально продуманным и не вызывать отторжения у пользователей. Так как переход был спланирован заранее, особых проблем не возникло.

По направлению ТИМ сегодня остался незамещенным один программный продукт. Это Navisworks, использующийся нами для сборки, конвертации моделей и для проверки коллизий. Мы протестировали все соответствующие программные продукты, которые представлены на отечественном рынке: Larix, CADLib, InterBridge, Pilot BIM. Выдали свои замечания и предложения по развитию функциональности и очень надеемся, что они будут реализованы. Особенно рассчитываем на ответную реакцию разработчиков CADLib: у Model Studio CS и CADLib есть прямая связь, хорошая интеграция, это была бы наилучшая замена Navisworks.

С учетом пройденного пути какие советы вы можете дать компаниям, которые будут импортозамещаться? Каких ошибок следует избежать?

Как я уже говорила, процесс импортозамещения идет на работающем производстве, поэтому необходимо обеспечить максимально комфортные условия для пользователей. Важно грамотно организовать процесс обучения. У нас в институте давно работает такой подход: учим учителей, а они научат всех пользователей. На 2023 год запланировано обучение наших CAD-специалистов в рамках расширенного курса nanoCAD, а они подготовят внутренний курс обучения. Обычно мы создаем учебные ролики и выкладываем их на учебно-справочный портал института. Видеоуроки создаются на наших примерах, с учетом нашей специфики работы, поэтому более эффективны, чем общедоступные уроки nanoCAD.

Следует продумать систему мотивации пользователей, которые добровольно, первыми переходят на новую платформу. У нас в каждом отделе есть опорные специалисты, мы их называем «автоматизаторы». При внедрении новых технологий они идут впереди, отрабатывают инструменты и системы, дают замечания и предложения, а потом помогают в освоении другим пользователям. Мы находим возможности мотивировать наших «автоматизаторов». Обязательно должна быть обеспечена поддержка IT-специалистов САПР, без нее ничего не получится. Эти специалисты работают в тесном взаимодействии с «автоматизаторами», которые, как правило, становятся администраторами баз данных оборудования, администраторами классов оборудования, ответственными за формирование миникаталогов по проектам в отделах. Они получают расширенный доступ в системах, осознают ответственность за свой класс оборудования, за применяемое оборудование, за качество информационной модели по своему направлению. Должны быть разработаны регламенты процессов, в том числе ТИМ, назначены ТИМ-координатор, администраторы ТИМ, CAD-мастера, которые отвечают за сборку, за формирование протокола коллизий, за отработку этого протокола. Они поддерживают взаимодействие с главными инженерами проектов. И, конечно, необходимо налаживать взаимодействие с разработчиками программных средств, направлять замечания и предложения по развитию систем и инструментов, проводить вебинары, посвященные новым возможностям, давать обратную связь по удобству и функциональности программ и т.д. Это существенно упростит процесс внедрения.

А как у вас обстоят дела с кадрами ИТ-поддержки? Когда приходят выпускники вузов, нужно ли их переучивать?

На сегодня существует такая проблема: практически ни в одном вузе, по крайней мере, у нас в Самаре, не готовят САПРовцев. Более того, ни одному проектировщику не дают информации по САПР. Выпускники приходят абсолютно неготовыми к тому, что нужно заниматься автоматизацией проектирования. Кроме того, они совершенно незнакомы с графическими платформами. Мы обучаем их самой платформе, вертикальным решениям. У нас подготовлены преподаватели, разработаны курсы обучения, на учебно-справочном портале института размещены видеоуроки, инструкции, ответы на часто задаваемые вопросы. Обязательно проводим вводный курс обучения для молодых специалистов — либо онлайн, либо в оборудованном учебном классе.

Настроенные технологии безбумажного выпуска ПСД, документооборота и цифровизации всех бизнес-процессов предприятия позволили обеспечить возможность удаленной работы до 90% наших пользователей. Сегодня удаленно работают около 50% сотрудников. Молодые сотрудники вместе с наставниками и руководителями работают в офисе. У нас разработаны системы контроля и мониторинга удаленной работы пользователей; анализ показывает, что на «удаленке» производительность нашего проектировщика на 14% выше, чем в офисе. Во-первых, люди не тратят время и силы на дорогу. Это очень важно. У них под контролем семья, дети. Они об этом не беспокоятся, поэтому полностью посвящают себя работе. А средства контроля позволяют отследить буквально каждое движение мышкой. Ведется фиксация времени работы специалиста в той или иной программе. В Личном кабинете и ежедневных автоматизированных отчетах проектировщики и их руководители получают информацию о времени активной и интенсивной работы на компьютере, что именно они сделали за прошедший день: сколько документов сдано в архив, передано на согласование. В системе учета трудозатрат фиксируется, сколько часов проектировщик отработал, на что эти часы потратил. Подобная прозрачность мотивирует каждого сотрудника работать лучше, с большей отдачей.

Как вы обеспечиваете защиту данных?

В рамках компании «Зарубежнефть» создано дочернее общество «Нестро», в составе которого организован Центр информационной безопасности. Он разрабатывает методологию защиты информации, соответствующую нормативную документацию (ВНД). Жесткие требования, ежедневное сканирование периметра. Сотрудники института, как и всех дочерних обществ ГК «Зарубежнефть», проходят курс кибербезопасности. Курс состоит из четырнадцати модулей, в каждом от семи до десяти уроков. По каждому уроку предусмотрено обязательное тестирование. Всё очень серьезно. Этот курс научил нас защищать данные и по работе, и на личных компьютерах, и на мобильных устройствах. Все процессы и действия пользователей регламентированы, реализованы функции контроля за соблюдением информационной безопасности.

Что вы хотели бы сказать о российских разработчиках?

У нас большой опыт работы и с импортным ПО, и с отечественными разработками. Наш опыт внедрения комплексной системы автоматизации проектирования (КСАПР) показал, что отечественные разработчики решают вопросы интеграции систем, в том числе с программами и базами данных собственной разработки, системы легко адаптируются под требования организации, оперативно добавляется новый функционал, в процессе внедрения выдаются дополнительные лицензии. С компанией «СиСофт Девелопмент» мы работаем с 2003 года. Компания была выбрана в процессе серьезного тендера, условием которого была поставка комплекса программ для автоматизации процесса проектирования, включая все дисциплины, управление проектами, расчетные программы, взаимную интеграцию систем. За 20 лет мы вместе со специалистами компании проделали большой путь, решили множество задач, отработали и внедрили много новых технологий. Это коллектив творческих людей, нацеленных на результат, на оптимизацию и автоматизацию работы проектировщика. В компании хорошо налажена система регистрации обращений пользователей, обратная связь. Проект идет, например, в течение года. Возникают задачи, которые нужно срочно решить, — скажем, отобразить на модели направление потока движения среды или сварные швы. Когда мы сами не можем быстро найти решение, обращаемся к «СиСофт», пишем предложения. Если предложение заинтересует компанию, и это будет интересно всем, разработчик реализует его уже в следующей версии. А иногда даже в нерелизной сборке, чтобы мы смогли выпустить документацию под требования заказчика. Так у нас было со сварными швами — всё было реализовано в течение полутора месяцев.

Такая же история связана с компанией «Нанософт». Когда в 2014 году мы поняли, что нужна альтернатива AutoCAD и стали пробовать работу в nanoCAD, компания спросила, что нам нужно в первую очередь, какого функционала не хватает. Мы видели, как от версии к версии расширяются возможности платформы. В процессе портирования на Платформу nanoCAD приложений, разработанных нами на AutoLISP, к нам напрямую прикрепили специалистов, которые взаимодействовали с нами, помогали реализовывать наши предложения. Всё это позволило перевести под nanoCAD большой объем приложений. Если кто-то думает, что после покупки ПО всё сразу же заработает, он сильно ошибается. Нужна большая работа по адаптации платформы, настройке шаблонов и стилей оформления чертежей, профилей документирования, профилей обработки моделей, портированию программ собственной разработки и т.д. Это требует и наличия собственной службы поддержки САПР и ТИМ, и налаженного взаимодействия с разработчиками.

Что вы пожелали бы нашему новому журналу, целью которого является популяризация технологий информационного моделирования? Какие темы нужно обсуждать?

Нужно популяризировать продукты, которые представлены на рынке. Детально показывать, для чего нужна та или иная программа, в чем ее особенности, удобство, функциональность. Мы хотим знакомиться и с мнениями экспертов, которые занимаются разработкой и внедрением, и с мнениями опытных пользователей. Удобно, если рассказ о программах будет сгруппирован по проектным дисциплинам. Для тех, кто выбирает комплекс программ, важно показывать возможности и особенности, например, линейки nanoCAD и программ Model Studio CS. Нужно ориентировать читателей, структурировать программное обеспечение по классам. Четко представлять возможности программных решений, отличия от похожих продуктов. Важная задача журнала — помочь с выбором, а затем регулярно сообщать о новинках, об успехах внедрения.